Выберите категорию
Тип файла
Тип файла
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Вид объекта
Сфера деятельности
Марка автомобиля
Сортировка по
Настройки поиска


ПЕДФОРУМ КАЗАХСТАНА / АДМИНСТРАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ / Классному руководителю / РОЛЬ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТРАДИЦИИ, ПОТЕНЦИАЛ

РОЛЬ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТРАДИЦИИ, ПОТЕНЦИАЛ


Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни. Независимость нашего государства является символом гордости казахстанского патриотизма. На протяжении всей многовековой истории Казахстана проблема патриотизма является предметом особого внимания. Не одно тысячелетие насчитывает процесс воспитания патриотизма у казахстанского народа. У нас, граждан Казахстана, сформировалась культура, основой которой является народность, патриотизм, духовность, солидарность и уважение к традициям. Понятие независимости выступает основой единства Казахстана, призванной объединить наш народ. Так, шаг за шагом, начиная с самого рождения, с воспитания в семье, с детского сада, со школы, мы воспитываем любовь к Родине, а в более широком понятии - казахстанский патриотизм. 

В настоящее время особую актуальность приобретает роль семьи в формировании личности, детско-родительских отношений. Родители забывают о том, что важную роль на результат воспитания детей оказывает их собственная модель поведения, традиции. Формирование положительных черт характера, хорошо развитые навыки общения, волевые качества напрямую зависят от того, насколько данные качества развиты у самих родителей. Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. Семья невидимой нитью связывает поколения и передает культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, благодаря ей, ребенок по достижении школьного возраста уже более чем наполовину сформирован как личность.

Быть патриотом своей страны - всегда большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать, только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма, коррупции. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Однако, что же такое патриотизм? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля: «патриотизм (от греческого patriots — соотечественник, patris — Родина, Отечество) — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1, с.24]. С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2]. Казалось бы, для каждого человека эти понятия заключают в себя простой и понятный смысл. Это мама, дом, друзья, родные просторы, деревья, которые посадил когда-то отец, Родина. За что мы любим её, Родину? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы».

Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Да, на сегодняшний день проблема с патриотизмом существует. Из-за недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей. Они не видят бедных людей в своей стране, не видят голодающих шахтеров, не видят больных пенсионеров и ветеранов войны. Они всеми силами откупаются от службы в армии, не хотят служить своей родине. Причем в кризисном состоянии находится не только чувство любви к Родине, но и многие другие фундаментальные ценности: почитание старших, скромность, порядочность и др. Современным миром правят эгоизм, прагматизм и культ материального превосходства, множатся самоуничижение, равнодушие, одиночество. Материальный фактор, возможность уехать за рубеж в поисках лучшей жизни иногда пересиливает привязанность к своей стране. В последнее время выпускники школ ориентированы на обучение не на территории Казахстана, большинство уезжают получить образование и работу в Российской Федерации. Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят. 

В настоящее время современные семьи переживают острый кризис. Выражается он в том, что семья все слабее выражает свою главную функцию - воспитание детей. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуется на материальное обеспечение, но не на духовное воспитание и развитие детей. Общение родителей с детьми сводится в основном к контролю над учебой ребенка в школе, который состоит в выяснении оценок, полученных ребенком.

Последствия кризиса становятся все заметнее. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за противоречия прогресса цивилизации разрушением устоев, ухудшением нравов и человеческих отношений. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины, половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми. Современные ученые (И.В.Бестужев-Лада, Д.С.Лихачев, А.В.Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции. Поэтому проблема семейного воспитания в целом и его связь с традициями в частности неумолимо требует поиска путей решения. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность. В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и ложных традициях [3]. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности (Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский) [4].

Любому человеку нужно понять одну вещь. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому и т.д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.

Патриотизм - это понимание собственного участия, который подтверждается ежедневной работой на благо своего отечества. Нашей стране повезло, мы определили свой путь и теперь все вместе создаем идеологию. При этом нужно брать все лучшее из советского опыта и сделать акцент на нашей истории, культуре. Настоящий патриот никогда не станет недоброжелателем своей страны. Патриот тот, кто делает все для своей страны и исходит из интересов своей страны. Не может быть сильным ни государство, ни общество, если народ не объединен чувством любви и преданности своему отечеству. В этом смысле патриотизм должен стать приоритетом в воспитании чувства гражданственности молодого поколения страны. Сейчас перед нами, перед государственной властью, стоит задача создать систему воспитания молодежи, базирующуюся на патриотизме, моральных и нравственных ценностях, правовой культуре человека. Для современного казахстанского общества важно, чтобы каждый человек не только помнил свою историю, гордился своей страной и понимал, что от успеха страны зависит счастье каждого, но при этом не оставался безучастным к событиям, происходящим в государстве. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который является таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того, чтобы быть патриотом своей страны, нужно начать с себя, учить казахский язык - именно такую цель сегодня ставят перед учащимися школы, перед современной молодежью. Уважение к государственному языку, изучение языка, гордость за него - это составляющие нашей повседневной работы в школе. Поэтому с ранних лет нужно прививать детям любовь и уважение к нашему Флагу, Гербу, Гимну. В этом направлении ведется системная работа с использованием современных методик. Важно донести до сознания ребенка, что символы Казахстана - это не просто отличительные знаки государства, а это наша история, воплощение многовековой мечты казахского народа и народов, проживающих в Казахстане, о свободе, независимости и процветании. Обращаясь к прошлому, стоит заметить, что богатая история казахстанского народа всегда отличалась своим патриотизмом и любовью к Родине. Так, например, известными патриотами являются Керей и Жанибек — отцы-основатели Казахского ханства, первого национального государства на территории современного Казахстана. Оба стремились дать народу независимость и сделали все, чтобы Казахское ханство оставалось сильным и самостоятельным государством, защищая границы ханства. Жанибек и Керей внесли огромный вклад в укрепление патриотизма казахского народа [5]. 

 Необходимо отметить, что наша республика обладает большим  потенциалом, всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства - признанного и уважаемого члена международного сообщества. Наше государство во главе с Лидером нации, Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым делает все для улучшения условий жизни и труда казахстанцев, создает возможности для творческого роста. Ярким примером тому является Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана стратегия «Казахстан-2050». В Послании определены главные цели и задачи развития страны: «Наша главная цель - к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда». Нам  действительно есть чем гордиться: создано независимое сильное успешное государство, построена новая столица страны - Астана, современный город, который стал нашим символом и гордостью. Международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «ЕХРО-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ. Но предстоит сделать еще больше. Новые цели и задачи определены Президентом страны Н.А.Назарбаевым в стратегии «Казахстан-2050». И одним из важных направлений является воспитание нового казахстанского патриотизма. И школа сделает все, что позволит воспитать истинных патриотов Казахстана. Наш президент возлагает большие надежды на молодое поколение. Говоря о новой системе управления, он отмечает необходимость притока в государственные органы свежих сил. «Главное, чтобы у молодых, приходящих к руководству страной, было чувство патриотизма». Патриотизма, демократического, окрашенного истинной любовью к Отчизне, к ее народу. Патриотизма, который должен стать движущей силой в строительстве благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высокой культурой», - подчеркнул Нурсултан Абишевич [6].

Таким образом, казахстанский патриотизм, отражающий достижения молодого, независимого и успешно состоявшегося государства во всех сферах его деятельности, имеет все необходимые предпосылки, для того чтобы состояться в качестве самостоятельного и глубокого политического явления.



Список литературы:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, Том 1–4, 1989–1990. 
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/ (Дата обращения: 02.11.2017). 
  3. Варюхина, С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987. 
  4. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи: информационно-методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни / С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1998. - 208 с.
  5. Казахстан на рубеже веков: размышления и поиски. В 2-х книгах. Кн. 1. — Алматы: Ғылым, 2000. — С. 420.
  6. Назарбаев: Патриотизм является нерушимой опорой Мәңгілік Ел. URL: http://muftyat.kz/ru/news/11876
Скачать РОЛЬ СЕМЬИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Для того, что бы получить доступ к файлу, вам необходимо выполнить

Авторизация на портале с помощью социальных сетей

Вконтакте Google @ Mail.ru Яндекс


Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
7 посетителей на сайте. Из них:
Гости3
Роботы4