Школьников русскоязычных классов проверят на знание казахского: для чего это необходимо и о каких рисках нужно знать
В рамках модернизации содержания среднего образования в Казахстане планируют проводить срез знания казахского языка всеми обучающимися после окончания каждого класса.
Министерство образования и науки РК подготовило и разместило на портале «Открытые НПА» проект постановления правительства «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года».
В рамках модернизации содержания среднего образования в Казахстане планируют проводить срез знания казахского языка всеми обучающимися после окончания каждого класса.Министерство образования и науки РК подготовило и разместило на портале «Открытые НПА» проект постановления правительства «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года».В документе констатируется, что в «настоящее время в среднем образовании Казахстана недостаточно создана общая система обучения казахскому языку в школах с неказахским языком обучения. В связи с этим между учебными программами школ, колледжей, вузов не прослеживается преемственность в преподавании языка. В свою очередь это влияет на качество обучения государственному языку. В результате выпускники школ, колледжей, вузов овладевают казахским языком не на должном уровне».В проекте концепции отмечается, что «в системе среднего образования казахский язык и литература объединены и преподаются как один предмет. Такое комбинированное обучение не дает ожидаемых результатов, так как учащимся трудно овладевать и языком, и литературой в рамках одного предмета. К примеру, в международной практике язык изучается обязательно отдельным предметом».Новый этап развития образования на 2021–2025 годы будет предусматривать обеспечение непрерывного образования и логическое завершение начатых преобразований, которые приведут к «усовершенствованию методики и формированию общей государственной системы обучения казахскому языку в РК. Будут определены и сформированы уровни преподавания государственного языка по ступеням "школа - колледж - вуз - оказание услуг" и обеспечено непрерывное образование. Будет разработано учебно-методическое содержание каждого этапа и уровня, формирующее коммуникативные компетенции, основанные на лексико-грамматических минимумах. Учебно-методическое содержание будет разрабатываться, исходя из этапов и уровней преподавания казахского языка как государственного».В рамках модернизации содержания среднего образования «будет проводиться срез знания казахского языка всеми обучающимися на выходе из каждого класса». Корреспондент подробно обсудил идею данного проекта с отечественным экспертом в сфере образования Жазирой Дуйсенбековой. По словам нашей собеседницы, в школах с неказахским языком обучения действительно зачастую не уделяется должного внимания государственному языку. Поэтому, отметила спикер, данную инициативу можно считать необходимой мерой для государства. В целом данную инициативу мы считаем необходимой мерой для государства. В школах с неказахским языком обучения зачастую не уделяется должного внимания государственному языку. Оценка владения – поверхностная. СОРы и СОЧи не могут показать, владеет ли ученик заявленным в программе уровнем.Кроме того, такие предметы, как казахский язык и казахская литература, объединены в один предмет. Что кажется по меньшей мере странным. Мы предлагаем изучать казахскую литературу отдельно. И учебники должны быть на русском языке с 5-го по 10-й класс. А вот в 11-12-х классах можно уже и на казахском ввести предмет «Казахская литература», так как уровень владения языком будет С1.- Насколько это решение положительно, своевременно и необходимо? Будет ли оно, на ваш взгляд, целесообразно, эффективно и оправданно в последующем?- Решение верное, другой вопрос: как оно будет реализовано? Если так, как сейчас: диктант, СОР, СОЧ, плюс проверку ведет тот, кто вел преподавание в этом классе, то смысла нет. Надо понимать, что в школах с русским языком обучения надо проводить мониторинговое исследование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения и слушания. И за 45 минут такие тесты не сдаются, нужно больше времени. Как учитель проверит говорение в группе из 15 человек? А если в группе 25 человек? Авторы учебника «Казахский язык» под руководством Ф.Ш. Оразбаевой предлагали такой тест по всем видам речевой деятельности еще в 2016 году. И сейчас они готовы участвовать в разработке такого мониторингового исследования.
Министерство образования и науки РК подготовило и разместило на портале «Открытые НПА» проект постановления правительства «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года».
В документе констатируется, что в «настоящее время в среднем образовании Казахстана недостаточно создана общая система обучения казахскому языку в школах с неказахским языком обучения. В связи с этим между учебными программами школ, колледжей, вузов не прослеживается преемственность в преподавании языка. В свою очередь это влияет на качество обучения государственному языку. В результате выпускники школ, колледжей, вузов овладевают казахским языком не на должном уровне».
В проекте концепции отмечается, что «в системе среднего образования казахский язык и литература объединены и преподаются как один предмет. Такое комбинированное обучение не дает ожидаемых результатов, так как учащимся трудно овладевать и языком, и литературой в рамках одного предмета. К примеру, в международной практике язык изучается обязательно отдельным предметом».
Новый этап развития образования на 2021–2025 годы будет предусматривать обеспечение непрерывного образования и логическое завершение начатых преобразований, которые приведут к «усовершенствованию методики и формированию общей государственной системы обучения казахскому языку в РК. Будут определены и сформированы уровни преподавания государственного языка по ступеням "школа - колледж - вуз - оказание услуг" и обеспечено непрерывное образование. Будет разработано учебно-методическое содержание каждого этапа и уровня, формирующее коммуникативные компетенции, основанные на лексико-грамматических минимумах. Учебно-методическое содержание будет разрабатываться, исходя из этапов и уровней преподавания казахского языка как государственного».
В рамках модернизации содержания среднего образования «будет проводиться срез знания казахского языка всеми обучающимися на выходе из каждого класса».
Корреспондент подробно обсудил идею данного проекта с отечественным экспертом в сфере образования Жазирой Дуйсенбековой. По словам нашей собеседницы, в школах с неказахским языком обучения действительно зачастую не уделяется должного внимания государственному языку. Поэтому, отметила спикер, данную инициативу можно считать необходимой мерой для государства.
В целом данную инициативу мы считаем необходимой мерой для государства. В школах с неказахским языком обучения зачастую не уделяется должного внимания государственному языку. Оценка владения – поверхностная. СОРы и СОЧи не могут показать, владеет ли ученик заявленным в программе уровнем.
Кроме того, такие предметы, как казахский язык и казахская литература, объединены в один предмет. Что кажется по меньшей мере странным. Мы предлагаем изучать казахскую литературу отдельно. И учебники должны быть на русском языке с 5-го по 10-й класс. А вот в 11-12-х классах можно уже и на казахском ввести предмет «Казахская литература», так как уровень владения языком будет С1.
- Насколько это решение положительно, своевременно и необходимо? Будет ли оно, на ваш взгляд, целесообразно, эффективно и оправданно в последующем?
- Решение верное, другой вопрос: как оно будет реализовано? Если так, как сейчас: диктант, СОР, СОЧ, плюс проверку ведет тот, кто вел преподавание в этом классе, то смысла нет.
Надо понимать, что в школах с русским языком обучения надо проводить мониторинговое исследование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения и слушания. И за 45 минут такие тесты не сдаются, нужно больше времени. Как учитель проверит говорение в группе из 15 человек? А если в группе 25 человек? Авторы учебника «Казахский язык» под руководством Ф.Ш. Оразбаевой предлагали такой тест по всем видам речевой деятельности еще в 2016 году. И сейчас они готовы участвовать в разработке такого мониторингового исследования.
Поделись со своим друзьями:
Отчетная встреча министра МОН РК Асхата Аймагамбетова: достижения, упущения и пути развития образования
Четвертого июня состоялась отчетная встреча министра образования и науки РК Асхата Аймагамбетова с населением в режиме онлайн. В своем выступлении глава МОН охватил широкий круг вопросов, рассказал
Концепцию развития образования до 2025 года разработали в Казахстане
Министерство образования и науки РК разработало проект концепции развития образования в Республике Казахстан до 2025 года
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются