ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ Учебно-методическое пособие
Система логопедической помощи учащимся общеобразовательной школы
В настоящее время логопеды-практики испытывают некоторые трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на логопедический пункт попадают дети, разные по возрасту, с различными речевыми нарушениями, что создает трудности в организации работы и комплектовании логопедических групп. Все чаще речевая патология приобретает стертые, сочетанные формы, что также затрудняет отбор. Снизился и общий уровень культуры населения, что приводит к недостаткам культуры речи.
Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной сис- темы. Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: не- зрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.
Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти, ограниченной возможности распределения. Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в конечном итоге (без оказания своевременной помощи) приводит к стойким специфическим ошибкам в письме, при чтении, т. е. дисграфии и дислексии. Снижается также возможность успешного обучения ма- тематике, естественным наукам, музыке, изобразительному искусству.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выра- женность и зависят от причины и структуры дефекта. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, Несколько классификаций их проявления.
В соответствии с таким подходом речевые нарушения, проявля- ющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.
Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Вторая группа – фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым
составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.
В настоящее время логопеды-практики испытывают некоторые трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что на логопедический пункт попадают дети, разные по возрасту, с различными речевыми нарушениями, что создает трудности в организации работы и комплектовании логопедических групп. Все чаще речевая патология приобретает стертые, сочетанные формы, что также затрудняет отбор. Снизился и общий уровень культуры населения, что приводит к недостаткам культуры речи.
Контингент детей начальной школы, страдающих речевыми нарушениями, представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной сис- темы. Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности: не- зрелостью эмоционально-волевой сферы, низкой умственной работоспособностью, иногда двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.
Для многих детей характерен цереброастенический синдром, проявляющийся в виде нарушений активного внимания и памяти, ограниченной возможности распределения. Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, геометрических форм, счетных операций, что в конечном итоге (без оказания своевременной помощи) приводит к стойким специфическим ошибкам в письме, при чтении, т. е. дисграфии и дислексии. Снижается также возможность успешного обучения ма- тематике, естественным наукам, музыке, изобразительному искусству.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выра- женность и зависят от причины и структуры дефекта. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, Несколько классификаций их проявления.
В соответствии с таким подходом речевые нарушения, проявля- ющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.
Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.
Вторая группа – фонематические нарушения. Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым
составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме.
Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую, так и на смысловую сторону речи. Если такому ребенку не будет своевременно оказана логопедическая помощь, он в дальнейшем не сможет полноценно овладеть грамотой.
Поделись со своим друзьями:
Эссе «Я - логопед» « Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого»
Эссе «Я - логопед» « Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого» К.И.Чуковский Я, Шатилова Наталья Алексеевна. В 1988 году окончила Петропавловское педагогическое
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются