Создать акаунт
ПЕДФОРУМ КАЗАХСТАНА / НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / У государства нет денег дать всем школьникам по планшету для дистанционного обучения — Перуашев

У государства нет денег дать всем школьникам по планшету для дистанционного обучения — Перуашев

27 июл 2020, 15:11
НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
1 407
0
У государства нет денег дать всем школьникам по планшету для дистанционного обучения — Перуашев
Без интернета по-прежнему остаются 2 тысячи сел, а до начала учебного года осталось чуть больше месяца.

14 июля министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал казахстанцам о планах ведомства на первую четверть учебного года.«Главными приоритетом для нас является сохранение жизни и здоровья детей и педагогов. Поэтому предлагаю следующее решение: учебный год 1 сентября начать в дистанционном формате в 1-11 классах во всех школах, за исключением отдаленных сельских малокомплектных школ. По заявлению родителей учащимся начальных классов при наличии условий предоставить возможность функционирования дежурных классов с соблюдением строгих санитарных мер», — сказал министр на заседании правительства.
В отдаленных малокомплектных сельских школах обучение будет проходить в штатном режиме, пообещал Асхат Аймагамбетов. Однако это никак не решает проблему отсутствия интернета в других поселках, где школы обычные.
Кроме того, министерство снова оставило за бортом вопрос занятости родителями обучением своих детей. И

на вопрос «а когда родителям работать, если детей дома учить надо?» ответов нет
Хотя давать детям бесплатное образование — конституционная обязанность государства. Впрочем, как и лечить. Депутат, председатель партии «Ак жол» Азат Перуашев и его коллеги изучают социально-экономическую обстановку в регионах. Есть кое-какие результаты.

Здравствуй, школа, новый год!

— Месяц до начала нового учебного года. Вы ездите по регионам и видите реальную картину, как там обстоят дела с достатком у людей и наличием того же интернета. Во многих селах интернета нет. Получается, сельские дети будут лишены возможности качественно учиться?
— Проблема есть, и она достаточно непростая. Во время чрезвычайного положения школьникам уже довелось учиться дистанционно — хотя бы там, где есть мобильный интернет.
Например, недавно

я побывал в селах Аркалыкского региона Костанайской области. Домашние компьютеры там бесполезны, так как проводной связи нетПоэтому большинство родителей, даже не имея работы, залезли в кредиты, но купили детям телефоны.

Однако многодетные семьи редко могут купить по гаджету каждому ребенку.
Мы посетили около двух десятков таких семей. В большинстве один телефон на всю семью. Дети занимались не со своим классом, а по времени, когда до телефона дойдет очередь каждого. Жители благодарили учителей, что они соглашались заниматься с такими детьми индивидуально. Но это ненормально. Мы же каждому сельскому ученику отдельного учителя не прикрепим!

А что происходит там, где и мобильной связи нет? По официальным данным, без интернета живут около 2 тысяч селЧто делать со школьниками из таких населенных пунктов? Как они учились в последнюю четверть? Мы готовим запрос министерству образования, поскольку понятно, что детей без учебы оставлять нельзя.

Варианты решения проблемы

— А уголовные дела против крупных чиновников министерства цифрового развития и минобразования связаны с тем, что в XXI веке аж 2 тысячи сел не знают, что такое интернет? До школы остался месяц. Может мобильных операторов как-то стимулировать зайти в эти села?
— Связаны уголовные дела с плохой интернетизацией или нет, я гадать не могу. Есть же презумпция невиновности, пусть этим занимаются органы.

Если вы помните, последние пару лет, в том числе осенью 2019 года, фракция «Ак жол» поднимала вопрос по поводу недоступности информационных услуг минобразования. Того же электронного дневника «Кунделик».

Чтобы скачать отметки, расписание и получить задания, люди лазили на деревья и крыши сараев 

Проблема есть. Как сейчас оперативно ее решить? Возможны два варианта. Один, как вы говорите, стимулировать сотовых операторов на установку вышек. Но насколько это возможно технически сегодня в условиях карантина, я не знаю. Второй вариант – заполнить пробел телевидением. И вроде шел разговор об открытии специального образовательного канала, где будут транслироваться уроки. Но у нас 11 классов в школах, а занимаются все одновременно, как с этим быть? Невозможно же транслировать на одном канале материал для всех учащихся. А для каждого класса свой телеканал тоже не откроешь.

Даешь всем по планшету

— Аким Алматы пообещал снабдить алматинские малоимущие и многодетные семьи ноутбуками и планшетами. У Алматы есть такие финансовые возможности. А дети Кызылорды получат такую помощь от своей власти? Не получится ли искусственная дискриминация детей по месту проживания?
— Потому мы и поехали по регионам получить ответы на эти вопросы. Алматы и Нур-Султан ведь всегда в центре внимания — там много прессы, активистов и инициативных групп. И хорошо, что гражданское общество заполняет те проблемные места, куда не доходят госорганы. И у этих акиматов хорошие финансовые возможности.

А в областях, особенно в сельских районах, у людей нередко ощущение, что их оставили один на один со своими проблемами

Так не должно быть. Надо, чтобы люди видели — для государства важны жители всего Казахстана, а не только трех крупных республиканских городов.
Но я сомневаюсь, чтобы даже у государства были возможности обеспечить всех детей компьютерами или планшетами, особенно сейчас. Надо быть реалистами.

Да, родители, как мы видели, не отказываются самостоятельно приобретать хотя бы по одному телефону на семью. Общество тоже может и должно здесь подключиться. Например, сегодня наш Костанайский филиал приобрел и развез дополнительные телефоны тем многодетным семьям, в которых мне рассказали об этой проблеме.
Самое главное сейчас – решить вопрос с доступом к интернету, либо иным образом дать возможность детям получать знания. И решать это нужно непременно, не дожидаясь, когда разберемся с пандемией, потому что она затягивается.

Общественный договор

— Государство дистанционным образованием нарушило принципы общественного договора. Люди продолжают платить налоги, но не получают от государства его обязательств бесплатно лечить и учить. А родители, особенно начальных классов, вообще помимо своей основной работы выполняют еще и работу учителей. Может государство обратит на это внимание и как-то отреагирует? Например, на период этого стресса налоги не будет взимать.

— Я с вами согласен в той части, что Фонд социального медицинского страхования не полностью выполняет свои обязанности. В рамках пандемии случилось так, что налогоплательщики, чьи платежи поступали в ФСМС, даже тесты делали за свой счет. А в больницах некоторые пациенты с пневмонией жаловались, что Фонд покрывает не все лекарства, некоторые им приходилось докупать самим.

Неудовлетворительную оценку фонду поставил и президент. При этом у его сотрудников впечатляющая зарплата, различные доплаты и премии

Получается, экономя на своих прямых обязанностях, на себе экономить не захотели. Как сказал министр здравоохранения, здесь однозначно нужна перезагрузка, чтобы работа фонда была прозрачной и более адекватной его мандату.
Что касается минобразования, у него нет аналогичного фонда со своим бюджетом. Я, например, считаю, что в свое время было принято правильное решение, когда государство отказалось от формирования отраслевых налоговых фондов (таких, например, как дорожный фонд) и решило, что все налоги должны поступать в госбюджет. А дальше он должен распределяться так, как это положено в госуправлении – от рассмотрения и утверждения до контроля парламентом и маслихатами.
К сожалению, впоследствии от него отказались.

И у нас появились этакие закрытые от посторонних глаз структуры, финансируемые на народные деньги, но подотчетные только своему ведомству

Я думаю, что нам нужно провести очень серьезную реформу налогообложения, сделать и формирование бюджета, и его расходование максимально прозрачным, понятным и полезным для общества.

Социальные затраты — это и жилье

— Учить и лечить — социальная обязанность государства. Однако часть этого все равно лежит на плечах простого гражданина. Чтобы лечиться, плати взносы. Чтобы учиться, купи школьнику необходимый инвентарь и пособия, согласно установленным требованиям государства. Сейчас нарушен принцип справедливого распределения прав и обязанностей. 

— Если говорить о социальных затратах, это не только медицина. Это и жилье, и солидарная часть пенсии, и социальные пособия, и образование.

Ведь ФСМС только называется «фондом страхования». Но там нет ни персональных счетов, ни персональной ответственности, в том числе за собственное здоровье

В реально страховой медицине мои ежемесячные взносы зависят от моего образа жизни: чем меньше у меня вредных привычек, чем меньше я плачу. А чем меньше я израсходовал со своего счета, тем больше там накапливается и даже поступает инвестдоход. Клиент сам выбирает, в какую клинику и к какому врачу ему идти, хоть к зарубежному.

Фонд там защищает права своих клиентов, судится с клиниками за некачественное лечение. А у нас, сколько бы ты ни платил взносов, получишь на лечение столько же, сколько и все другие. И фонду безразлично, как тебя пролечили и лечили ли вообще.

Поэтому на самом деле ФСМС это не страхование, это отраслевой налоговый фонд
Но у всех социальных затрат есть общая природа: эти деньги уходят и не возмещаются прямо создающимися доходами. Это финансовые потоки в одну сторону. Тогда есть логика привести их к единому знаменателю и единой логике.

Модель финансирования социалки

— А как быть с образованием? Ведь то, что дистанционное обучение сейчас зависит исключительно от финансовых возможностей родителей, говорит о технической неготовности государства исполнить свои обязательства. 

— Вы правильно ставите вопрос, что государство должно обеспечивать доступ к бесплатному образованию, но технически его не обеспечивает. Каждый родитель, независимо от его материального положения, вынужден сам создавать условия, чтобы ребенок мог получать знания.

Но, во-первых, и ситуация неординарная, к такой наши системы образования и цифровых услуг оказались не готовы

Возможно, с этим и связаны те уголовные дела, о которых вы сказали выше. Во-вторых, нужна более гибкая система финансирования, которая позволяла бы в таких случаях защищать интересы не только богатых городов, но и всех граждан в принципе. Проблема поставлена правильно, но есть вопрос выбора модели финансирования таких проблем.
Либо мы возвращаемся к той системе, когда все налоги и обязательные платежи поступают в единый бюджет и прозрачно обсуждаются обществом, утверждаются и контролируются парламентом и маслихатами. Либо, если уж мы пошли по системе фондов, социальные вопросы должны рассматриваться вместе и коррелироваться между собой. Тогда будет понятная и сбалансированная социальная политика. Тогда
у общества будет возможность выбирать приоритеты и решать, на что тратить ресурсы, а что отложить на потом

Кроме того, такой подход усилил бы персональную ответственность к своим накоплениям, образу жизни и расходами и самих граждан.

У государства нет денег дать всем школьникам по
Файл для скачивания будет доступен после
Поделись со своим друзьями:
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ПЕДФОРУМ КАЗАХСТАНА - НОВОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогический портал для учителей

  • Только актуальные новости и документы образования РК
  • Обсуждай с друзьями
  • Делись в социальных сетях