ПЕДФОРУМ КАЗАХСТАНА - Педагогический сайт

К 2025 году школы, колледжи и вузы будут готовы к приему обучающихся с ограниченными возможностями на 100%

Как сообщил А. Аймагамбетов, в Казахстане на данный момент 139 887 человек — это лица с особыми образовательными потребностями. Среди них 37 970 — дошкольники, 95 497 — учащиеся в средних общеобразовательных учреждениях, 2 900 — это те, кто получает ТиПО, и 3 520 человек обучаются в высших учебных заведениях.

Среди мер государственной поддержки, оказываемых гражданам с особыми образовательными потребностями, министр назвал: льготная очередь в детсады, бесплатное питание, выбор формы обучения, студентам-инвалидам по зрению и инвалидам по слуху – повышенная стипендия в размере 75% (29 328 тг), выделение не менее 1% квоты для инвалидов при распределении грантов, бесплатные места в общежитиях.

Что касается создания безбарьерной среды, то к 2025 году планируется довести долю образовательных учреждений, подготовленных к приему лиц с ограниченными возможностями до высоких показателей: ДОУ — 70%, школ — 100%, колледжей — 100% и вузов также до 100%. 

Для наглядности министр образования и науки показал как обстоят дела в дошкольных и школьных учреждениях в разных регионах республики в контексте готовности работы с детьми, имеющими особенности развития. Так, в г. Алматы и детские сады и школы демонстрируют 100% готовность. Неплохо обстоят дела в Павлодарской (ДО – 67,2%, школы – 83,9%), Костанайской (ДО – 59,4%, школы – 75,8%), Жамбылской областях (ДО – 56,5%, школы – 81,9%), в городах Нур-Султан (ДО – 42,2%, школы – 77,8%) и Шымкент (ДО – 62,2%, школы – 55,1%). В Атырауской области только 3% дошкольных учреждений создали условия для детей с особыми образовательными потребностями.

Стоит добавить, что в целом по стране в специальных дошкольных учреждениях образования охват составляет 13 360 детей, специальных организациях — 25 505 учащихся, в ДО общего типа — 17 096, общеобразовательных школах — 51 435 школьников, обучение на дому охват получают 12 864 учащихся и не охвачены дошкольным образованием 117 детей.

Асхат Аймагамбетов также отметил, что проблемы недостаточного раннего скрининга, позднего выявления особых потребностей у детей и низкая выявляемость детей с ООП на селе, а также отсутствие современной коррекционной поддержки детей раннего и дошкольного возраста приводят к увеличению количества лиц с особыми образовательными потребностями, в т. ч. с инвалидностью к школьному возрасту.

По словам главы ведомства, в рамках поддержки инклюзивного образования через подушевой норматив финансирования, в среднем образовании на 2 умножается норма расходов образовательного процесса на 1 обучающегося с ООП в год. Также коэффициент педагогических доплат и надбавок для обучающихся специальных (коррекционных) классов и обучающихся на дому с 1 сентября 2020 г. составит 2,752, на 2021 г. — 3,136. Также 452 668 тг равен средний подушевой норматив на одного ученика общеобразовательного класса, и 731 701 тг — средний подушевой норматив на одного ученика коррекционного класса. 

Отдельно отметил министр образования общественные инициативы, которые проявляют различные благотворительные фонды. Так, благодаря Фонду Первого Президента – Елбасы «Камкорлык» были открыты 16 кабинетов инклюзии, более 400 педагогов-ассистентов прошли соответствующее обучение. При поддержке благотворительного фонда «Дара» были открыты 45 кабинетов коррекции и 30 ресурсных центров, прошли обучение 250 педагогов. 

В заключение Асхат Аймагамбетов рассказал о новых инициативах по поддержке детей с особыми образовательными потребностями. Так, в настоящее время разрабатывается законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инклюзивного образования». Согласно поправкам предполагается, что руководители будут нести ответственность за не создание условий для обучение лиц с ООП; следует размещать госзаказ на специальную психо-педагогическую поддержку; расширение функций по коррекционной поддержке детей с ООП; педагогам будет предоставлено право адаптировать учебные программы под индивидуальные потребности детей.
Перейти на сайт