Все об онлайн-курсах для педагогов «Учусь учить дистанционно»: что, где и как можно пройти?
Сегодня, 27 июля, стартовал онлайн-курс для педагогов страны «Учусь учить дистанционно». Этот цикл занятий должен помочь учителю разобраться в дебрях дистанционного обучения и научить вести онлайн-уроки. Министерство образования и науки сообщило, что курс будет бесплатным, каждый учитель сможет пройти его до конца текущего года. Более подробно о том, кем и как разработан курс, из чего он состоит и каким будет процесс обучения, рассказала заместитель директора Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Мадина Тыныбаева.
Сначала было исследование
В качестве разработчика и провайдера онлайн-курсов выступил Центр педагогического мастерства. На вопрос «Почему?» замдиректора ЦПМ отметила, что они в течение последних двух лет активно проводят дистанционное обучение педагогов, учителей-предметников, психологов и методистов. В целом центр с момента создания занимается повышением квалификации педагогов всех уровней образования. Из «жерновов» центра ежегодно выходят новые образовательные программы, методические наработки и дидактические материалы.
– 8 наших образовательных программ получили международную сертификацию на соответствие стандартам качества в германском аккредитационном агентстве. Мы разработали уровневые программы для учителей и руководителей школ, программы повышения квалификации учителей в рамках обновления содержания среднего образования в стране. Обучаем педагогов других стран (РФ, Туркмения), в том числе и в дистанционном формате, – рассказала Мадина Тыныбаева.
В ходе массового перехода на дистанционное обучение в четвертой четверти центр оказывал методическую поддержку учителям школ. По словам собеседницы, прежде чем разработать онлайн-курсы, они провели масштабное исследование.
– Мы провели онлайн-анкетирование 18 тысяч учителей и руководителей школ страны. Провели в 2 этапа. На первом этапе в апреле провели опрос, спросив учителей, какие трудности они испытывают в организации дистанционного обучения. И на втором этапе собрали их снова в конце учебного года, чтобы определить методические проблемы, которые нужно решить. Мы также провели наблюдение более 300 онлайн-уроков в 4 четверти прошлого учебного года. Исследованием были охвачены 1040 школ Казахстана. Наблюдали, как они проводят уроки, с какими проблемами сталкиваются, чего им не хватает. Результаты данных исследований легли в основу разработки онлайн-курса, – пояснила замдиректора ЦПМ.
Разработка курсов
Мадина Тыныбаева отметила, что в разработке онлайн-курсов участвовали опытные специалисты и тренеры.
– Это тренеры, которые непосредственно работают с учителями в школах, проводят совместные исследования, коучинги, наблюдения. У них большой педагогический опыт, они сами проводят дистанционное обучение, – говорит замдиректора центра.
В процессе разработки центр активно работал с казахстанскими образовательными интернет-платформами, такими как Daryn online, Kundelik, Bilimland, чтобы внедрить их наработки и опыт.
– На этих платформах МОН организовывало дистанционное обучение. И мы видим, что не все педагоги и родители понимают функционал и возможности этих платформ. Поэтому мы непосредственно связались с руководством каждой платформы, и нам предоставили информацию для курса, – продолжает Мадина Тыныбаева.
При организации и планировании дистанционного урока у учителей были проблемы с овладением стриминговыми программами и сервисами. Поэтому в своих курсах ЦПМ наглядно показывает различные ИКТ-инструменты. Например, как работать в программе Zoom, Microsoft Teams, Google Meet и другими международными сервисами.
Онлайн-курс под названием «Учусь учить дистанционно» размещен на платформе stepik.org.
– Это международная платформа, которая хорошо зарекомендовала себя. Она способна выдержать большой поток посетителей. Это как раз и нужно, так как с запуском курсов сайт будут посещать тысячи и десятки тысяч пользователей одновременно, – говорит замдиректора ЦПМ.
В процессе разработки курса представители Центра педагогического мастерства встречались с руководством МОН и экспертным сообществом, обсуждая процесс подготовки курса.
– Онлайн-курс разрабатывался по поручению министра образования и науки. Сам Асхат Аймагамбетов очень внимательно следил за нашей работой, встречался, спрашивал, как идет работа, так как переживал за подготовку педагогов и как будет организовано дистанционное обучение в новом учебном году. И по максимуму оказывал поддержку нам. Провели несколько совещаний, где вместе с МОН, управлениями и отделами образований областей, учителями обсуждали основные моменты содержания и организации обучения педагогов, график обучения, возможности технического и цифрового обеспечения онлайн-курса, – отметила Мадина Тыныбаева.
Пять модулей курса
Как отметила наш спикер, онлайн-курс «Учусь учить дистанционно» уже полностью готов и стартует 27 июля 2020 года на сайте stepik.org. Проведена апробация онлайн-курса, в которой участвовали педагоги городских и сельских школ нескольких регионов. Результаты апробации также повлияли на контент и организацию онлайн-курса.
Как пояснила Мадина Тыныбаева, онлайн-курс состоит из пяти модулей. В первом модуле педагоги будут изучать особенности дистанционного обучения, например, как планировать и проводить урок. Во втором модуле центр расскажет, как мотивировать и вовлекать учеников в учебный процесс, например, как организовать самостоятельную работу ученика или как проверить домашнее задание. На третьем этапе учителя будут осваивать инструменты и сервисы ИКТ, на четвертом – постигать основы профессионального сотрудничества. На пятом модуле узнают, как эффективно работать с родителями, оказывая им педагогическую поддержку.
В модули включена даже такая тема, как вести себя учителю при онлайн-уроке, вплоть до внешнего вида, мимики и артикуляции.
– Это важно. Перед камерой учитель должен быть одет в деловом стиле. Должен держать осанку, говорить четко, следить за мимикой и артикуляцией. Также мы даем стратегии, как работать с учениками, чтобы мотивировать их, удерживать их внимание и интерес, – делится Мадина Тыныбаева.
Она объяснила порядок работы с модулями.
– Мы направим ссылку через МОН и управления образования во все регионы. Каждый учитель получит ссылку, пройдет на сайт stepik.org, где увидит описание и содержание курса. Чтобы начать обучение, нужно будет пройти регистрацию на сайте, – пояснила Мадина Тыныбаева.
Далее обучающийся зайдет в модуль, перед ним откроются темы, которые будут содержать учебный материал и практическую часть. К слову, курс будет как на казахском, так и русском языках.
– Все материалы по порядку расположены. Сначала обучающемуся предлагается прочитать текст по какой-то теме, где мы излагаем простым и доступным языком информацию. Далее его ждут задания на закрепление пройденного материала и отработку практических навыков. Также мы разместили ссылки для скачивания полезных ресурсов, – отметила заместитель директора центра.
По ее словам, учитывая то, что у учителя могут возникнуть проблемы с интернет-траффиком, онлайн-курс не загружен мультимедийными сервисами.
– Как часто бывает, видеоуроки могут не загружаться, зависать, поэтому мы видео минимизировали. В основном будут тексты, которые мы обработали, сделали понятными, доступными для всех, – подчеркнула Мадина Тыныбаева.
В любое время, в удобном ритме
Как отметила спикер, онлайн-курс будет проходить в асинхронном формате, участники смогут сами выбирать время и темп занятий, что будет удобно для педагогов. Так как занятия рассчитаны на 40 часов, ЦПМ все же рекомендует для большей результативности пройти их в течение 5 дней.
– За время онлайн-обучения будет предусмотрена постоянная обратная связь слушателя и тренера-разработчика. Каждый участник может комментировать задания, задавать вопросы, а мы будем проводить ежедневную модерацию вопросов, комментариев после каждого модуля. Мы также сможем видеть статистику, как выполняются задания, какие вызвали наибольшие затруднения. По итогам будем проводить еженедельные вебинары, где разберем проблемные и спорные моменты курсов, ответим на вопросы педагогов, – рассказала Мадина Тыныбаева.
Если курсы начнутся 27 июля, не вызовет ли этот большой наплыв педагогов? Замдиректора ЦПМ отметила, что нет, онлайн-курс будет организован согласно графику, в котором предусмотрено поэтапное обучение около 300 тысяч педагогов страны.
А как быть учителям, которые живут в отдаленных селах, у которых нет компьютера или интернета? Мадина Тыныбаева отметила, что они учли и этот случай.
– У нас есть опыт, когда мы проводили курсы повышения квалификации, охватывали педагогов, которые не имеют компьютера или у которых нет интернета. В таком случае учитель приходит в школу, мы через руководство даем задание, он получает их, выполняет, как ему удобно, дома и отправляет нам снова через школу, – пояснила замдиректора ЦПМ.
По ее словам, возможность бесплатно пройти данный курс будет предоставлена каждому педагогу до конца текущего года. Курсы могут пройти не только учителя школ, но и преподаватели колледжей, вузов, а также студенты педагогических специальностей вузов.
Мадина Тыныбаева также сообщила, что в сентябре ЦПМ запускает бесплатный онлайн-курс «Счастливый родитель – успешный ребенок». На этом курсе уже родители смогут познакомиться с тем, как работать в дистанционном формате и создать для ребенка благоприятную учебную атмосферу дома.
На данный момент курсы не работают
Сначала было исследование
В качестве разработчика и провайдера онлайн-курсов выступил Центр педагогического мастерства. На вопрос «Почему?» замдиректора ЦПМ отметила, что они в течение последних двух лет активно проводят дистанционное обучение педагогов, учителей-предметников, психологов и методистов. В целом центр с момента создания занимается повышением квалификации педагогов всех уровней образования. Из «жерновов» центра ежегодно выходят новые образовательные программы, методические наработки и дидактические материалы.
– 8 наших образовательных программ получили международную сертификацию на соответствие стандартам качества в германском аккредитационном агентстве. Мы разработали уровневые программы для учителей и руководителей школ, программы повышения квалификации учителей в рамках обновления содержания среднего образования в стране. Обучаем педагогов других стран (РФ, Туркмения), в том числе и в дистанционном формате, – рассказала Мадина Тыныбаева.
В ходе массового перехода на дистанционное обучение в четвертой четверти центр оказывал методическую поддержку учителям школ. По словам собеседницы, прежде чем разработать онлайн-курсы, они провели масштабное исследование.
– Мы провели онлайн-анкетирование 18 тысяч учителей и руководителей школ страны. Провели в 2 этапа. На первом этапе в апреле провели опрос, спросив учителей, какие трудности они испытывают в организации дистанционного обучения. И на втором этапе собрали их снова в конце учебного года, чтобы определить методические проблемы, которые нужно решить. Мы также провели наблюдение более 300 онлайн-уроков в 4 четверти прошлого учебного года. Исследованием были охвачены 1040 школ Казахстана. Наблюдали, как они проводят уроки, с какими проблемами сталкиваются, чего им не хватает. Результаты данных исследований легли в основу разработки онлайн-курса, – пояснила замдиректора ЦПМ.
Разработка курсов
Мадина Тыныбаева отметила, что в разработке онлайн-курсов участвовали опытные специалисты и тренеры.
– Это тренеры, которые непосредственно работают с учителями в школах, проводят совместные исследования, коучинги, наблюдения. У них большой педагогический опыт, они сами проводят дистанционное обучение, – говорит замдиректора центра.
В процессе разработки центр активно работал с казахстанскими образовательными интернет-платформами, такими как Daryn online, Kundelik, Bilimland, чтобы внедрить их наработки и опыт.
– На этих платформах МОН организовывало дистанционное обучение. И мы видим, что не все педагоги и родители понимают функционал и возможности этих платформ. Поэтому мы непосредственно связались с руководством каждой платформы, и нам предоставили информацию для курса, – продолжает Мадина Тыныбаева.
При организации и планировании дистанционного урока у учителей были проблемы с овладением стриминговыми программами и сервисами. Поэтому в своих курсах ЦПМ наглядно показывает различные ИКТ-инструменты. Например, как работать в программе Zoom, Microsoft Teams, Google Meet и другими международными сервисами.
Онлайн-курс под названием «Учусь учить дистанционно» размещен на платформе stepik.org.
– Это международная платформа, которая хорошо зарекомендовала себя. Она способна выдержать большой поток посетителей. Это как раз и нужно, так как с запуском курсов сайт будут посещать тысячи и десятки тысяч пользователей одновременно, – говорит замдиректора ЦПМ.
В процессе разработки курса представители Центра педагогического мастерства встречались с руководством МОН и экспертным сообществом, обсуждая процесс подготовки курса.
– Онлайн-курс разрабатывался по поручению министра образования и науки. Сам Асхат Аймагамбетов очень внимательно следил за нашей работой, встречался, спрашивал, как идет работа, так как переживал за подготовку педагогов и как будет организовано дистанционное обучение в новом учебном году. И по максимуму оказывал поддержку нам. Провели несколько совещаний, где вместе с МОН, управлениями и отделами образований областей, учителями обсуждали основные моменты содержания и организации обучения педагогов, график обучения, возможности технического и цифрового обеспечения онлайн-курса, – отметила Мадина Тыныбаева.
Пять модулей курса
Как отметила наш спикер, онлайн-курс «Учусь учить дистанционно» уже полностью готов и стартует 27 июля 2020 года на сайте stepik.org. Проведена апробация онлайн-курса, в которой участвовали педагоги городских и сельских школ нескольких регионов. Результаты апробации также повлияли на контент и организацию онлайн-курса.
Как пояснила Мадина Тыныбаева, онлайн-курс состоит из пяти модулей. В первом модуле педагоги будут изучать особенности дистанционного обучения, например, как планировать и проводить урок. Во втором модуле центр расскажет, как мотивировать и вовлекать учеников в учебный процесс, например, как организовать самостоятельную работу ученика или как проверить домашнее задание. На третьем этапе учителя будут осваивать инструменты и сервисы ИКТ, на четвертом – постигать основы профессионального сотрудничества. На пятом модуле узнают, как эффективно работать с родителями, оказывая им педагогическую поддержку.
В модули включена даже такая тема, как вести себя учителю при онлайн-уроке, вплоть до внешнего вида, мимики и артикуляции.
– Это важно. Перед камерой учитель должен быть одет в деловом стиле. Должен держать осанку, говорить четко, следить за мимикой и артикуляцией. Также мы даем стратегии, как работать с учениками, чтобы мотивировать их, удерживать их внимание и интерес, – делится Мадина Тыныбаева.
Она объяснила порядок работы с модулями.
– Мы направим ссылку через МОН и управления образования во все регионы. Каждый учитель получит ссылку, пройдет на сайт stepik.org, где увидит описание и содержание курса. Чтобы начать обучение, нужно будет пройти регистрацию на сайте, – пояснила Мадина Тыныбаева.
Далее обучающийся зайдет в модуль, перед ним откроются темы, которые будут содержать учебный материал и практическую часть. К слову, курс будет как на казахском, так и русском языках.
– Все материалы по порядку расположены. Сначала обучающемуся предлагается прочитать текст по какой-то теме, где мы излагаем простым и доступным языком информацию. Далее его ждут задания на закрепление пройденного материала и отработку практических навыков. Также мы разместили ссылки для скачивания полезных ресурсов, – отметила заместитель директора центра.
По ее словам, учитывая то, что у учителя могут возникнуть проблемы с интернет-траффиком, онлайн-курс не загружен мультимедийными сервисами.
– Как часто бывает, видеоуроки могут не загружаться, зависать, поэтому мы видео минимизировали. В основном будут тексты, которые мы обработали, сделали понятными, доступными для всех, – подчеркнула Мадина Тыныбаева.
В любое время, в удобном ритме
Как отметила спикер, онлайн-курс будет проходить в асинхронном формате, участники смогут сами выбирать время и темп занятий, что будет удобно для педагогов. Так как занятия рассчитаны на 40 часов, ЦПМ все же рекомендует для большей результативности пройти их в течение 5 дней.
– За время онлайн-обучения будет предусмотрена постоянная обратная связь слушателя и тренера-разработчика. Каждый участник может комментировать задания, задавать вопросы, а мы будем проводить ежедневную модерацию вопросов, комментариев после каждого модуля. Мы также сможем видеть статистику, как выполняются задания, какие вызвали наибольшие затруднения. По итогам будем проводить еженедельные вебинары, где разберем проблемные и спорные моменты курсов, ответим на вопросы педагогов, – рассказала Мадина Тыныбаева.
Если курсы начнутся 27 июля, не вызовет ли этот большой наплыв педагогов? Замдиректора ЦПМ отметила, что нет, онлайн-курс будет организован согласно графику, в котором предусмотрено поэтапное обучение около 300 тысяч педагогов страны.
А как быть учителям, которые живут в отдаленных селах, у которых нет компьютера или интернета? Мадина Тыныбаева отметила, что они учли и этот случай.
– У нас есть опыт, когда мы проводили курсы повышения квалификации, охватывали педагогов, которые не имеют компьютера или у которых нет интернета. В таком случае учитель приходит в школу, мы через руководство даем задание, он получает их, выполняет, как ему удобно, дома и отправляет нам снова через школу, – пояснила замдиректора ЦПМ.
По ее словам, возможность бесплатно пройти данный курс будет предоставлена каждому педагогу до конца текущего года. Курсы могут пройти не только учителя школ, но и преподаватели колледжей, вузов, а также студенты педагогических специальностей вузов.
Мадина Тыныбаева также сообщила, что в сентябре ЦПМ запускает бесплатный онлайн-курс «Счастливый родитель – успешный ребенок». На этом курсе уже родители смогут познакомиться с тем, как работать в дистанционном формате и создать для ребенка благоприятную учебную атмосферу дома.
На данный момент курсы не работают