Онлайн-брифинг: Асхат Аймагамбетов ответил на самые насущные вопросы образования
“На сегодняшний день Министерство образования и науки работает в рамках концепции слышащего государства. Практически еженедельно нами проводятся аппаратные совещания ведомства в прямом эфире, ведется активная работа в социальных сетях. В ходе встреч с экспертами, учителями и общественностью мы обсуждаем актуальные темы и проблемы. Вопросов касательно сферы образования и науки много, поэтому в ходе сегодняшней встречи в онлайн-формате я хотел бы ответить на все вопросы. Позвольте поблагодарить всех за интерес и участие!”, – отметил министр, открывая онлайн-брифинг.
Далее последовали вопросы журналистов.
Индира Тегжанова:
– Хотелось бы узнать, как в этом году будет проходить последний звонок в школах, какие санитарные правила будут соблюдаться, кто может прийти в школу и поздравить выпускников, будут ли в этом году отменять традиционный школьный вальс?
– Мы рассматривали данный вопрос буквально вчера в ходе аппаратного совещания, которое транслировалось на нашей странице в Facebook. Формально такого отдельного мероприятия, как последний звонок, нет. Тем не менее в последний день учебы – 25 мая – он традиционно проводится во всех школах.
В связи с тем, что занятия всю четвертую четверть идут в формате дистанционного обучения, 25 мая мы планируем провести последний звонок в онлайн-формате. Я буду поздравлять школьников посредством телевидения. Также планируется, что в каждой школе и в каждом классе классные руководители и учителя будут организовывать мероприятия в формате классного часа, потому что надо подвести итоги года, отметить детей за хорошие достижения.
Касательно выпускных вечеров или вручения аттестатов. Мы понимаем, что это очень важное мероприятие в жизни каждого выпускника. Поэтому мы решили провести торжественную церемонию вручения аттестатов 3-4 июня, но с жесткими требованиями. Перед принятием данного решения мы проконсультировались с Министерством здравоохранения. Есть ряд ограничений, будут соблюдены все санитарные требования (ношение масок, респираторов и т.д.), все мероприятия должны проводиться на открытом воздухе. Для нас в приоритете – безопасность наших детей и коллег-педагогов. Определено лимитированное количество гостей – один или максимум два. Более того, торжественное вручение аттестатов и последний звонок будут проводиться отдельно, чтобы не было большого скопления людей. На территории, где будет проводиться мероприятие, должна быть специальная разметка для того, чтобы сохранить социальную дистанцию. Конечно, должны соблюдаться все санитарные требования. Лицам с хроническими заболеваниям и лицам пожилого возраста рекомендуется воздержаться от посещения таких мероприятий.
Айдана Шотбайқызы, «Егемен Қазақстан»:
– Төтенше жағдай кезінде биологиялық қауіпсіздік кеңесіне қандай ғалымдар мен сарапшылар кіреді, кеңестің жұмысы қалай жүргізіледі? Техникалық-жаратылыстану бағытындағы қолданбалы зерттеулердің нәтижесі бар. Ал, іргелі зерттеулер бойынша арнайы гранттық қаржыландыру қарастырылады делінген еді. Нәтижесі қалай болады? Бұл нәтижелерді қалай қолдана аламыз?
– Биологиялық қауіпсіздік кеңесін құру бойынша жұмыс жүргізіліп жатыр. Комиссия құрамына елімізге танымал, беделді ғалымдар кіретін болады. Бүгінгі таңда еліміз бойынша нақты биологиялық қауіпсіздік сұрақтарымен айналысатын мекемелер бар. Сәйкесінше кеңес құрамына осы мекемелердің өкілдері кіреді. Сондай-ақ, тиісті мемлекеттік органдардың (Білім және ғылым министрлігі, Денсаулық сақтау министрлігі) өкілдері де осы кеңестің қрамына кіреді деп жоспарланып отыр. Қазіргі уақытта тізімдер дайындалып жатыр. Ал, іргелі зерттеулер мәселесіне келетін болсақ, бұл саланы дамыту – біз үшін өте маңызды. Өйткені, қолданбалы зерттеулер болуы үшін тиісті іргелі зерттеулер жүргізілуі шарт. Жалпы ғылым саласында қаржыландырудың 3 түрі бар. Ол – базалық, бағдарламалық және гранттық қаржыландыру. Келіп түскен ұсыныстарға сәйкес, тиісті нормативтік құқықтық құжаттарға өзгерістер енгізілетін болады. Бұл ретте жұмыстыты жүйелі түрде жүргізу қажет.
Тамара Вааль, шеф-редактор Vlast.kz:
– Должны ли СОЧи проводиться через Zoom или все- таки детям должны отправляться задания? Люди боятся, что новый учебный год опять начнется в дистанционном формате.
– Недавно я писал об этом у себя в аккаунте, потому что была подготовлена целая петиция, но это связано, скорее всего, с дефицитом информации. Я всегда своим коллегам говорю: если возникают какие-то вопросы, то это о чём-то говорит. Значит, мы не дали вовремя нужную информацию. Если информация имеется, никто задавать вопросы и писать петицию не будет. Поэтому здесь был дефицит информации. Я увидел комментарий в 9:00 утра и где-то в течение часа постарался, буквально «сидя в телефоне», быстро сформулировать свои мысли и опубликовать. Суть в чем? В том, что мы говорили, что дистанционное обучение является очень важным. Дистанционные образовательные технологии, несомненно, нужно развивать, и Глава государства дает соответствующие поручения.
Все мы понимаем, что дистанционное обучение – это веление времени, особенно когда это касается детей, которые обучаются на дому, когда это касается детей из сельских населенных пунктов, в которых зимой не бывает дорог, или когда у нас в морозы дети не учатся. Да и мало ли какие есть случаи, когда эти технологии помогают и поддерживают образовательный процесс?! Но при этом никто не говорит о том, что мы условно с 1 сентября переходим к дистанционному обучению, такого нет.
Все мы, и педагоги, и Министерство образования, и родители, и сами дети понимаем, что наиболее эффективным и удобным является всё-таки обучение face to face, т. е. традиционное очное обучение. Поэтому здесь не нужно ничего придумывать. Если бы это была только передача информации, то речь об этом шла бы давно, и процесс обучения давно бы трансформировался. Но речь идет и о таких важных вопросах, как социализация, взаимодействие и взаимоотношения между детьми, это воспитательный процесс в том числе. Поэтому сводить это всё к технологиям и говорить о том, что теперь у нас будет всё только так, нельзя.
Где-то я прочитал комментарий, в котором говорилось, что это, оказывается, гораздо дешевле для государства, и поэтому государство решило сэкономить таким образом. Такого нет, мы рассматриваем дистанционное обучение как альтернативу, как возможность обеспечить доступ к качественной информации, качественным знаниям, поэтому мы будем и дальше развивать дистанционные технологии обучения. Некоторые думают: классно-урочная система привычнее, включаешь стрим, проводишь уроки в том же самом формате, и это и есть дистанционное обучение. Но это наивное, очень упрощенное восприятие дистанционного обучения. Загнать детей и педагогов в Интернет и считать, что это дистанционное обучение – это неверное понимание. Дистанционное образование гораздо гибче. Здесь больше индивидуализации, совершенно другой график работы, меняются инструкции, технологии, методика преподавания, процесс оценивания, то есть с традиционными программами, традиционной системой оценивания, традиционной методологией и методикой преподавания при простом автоматическом включении Интернета перейти на дистанционное обучение невозможно. Поэтому перед нами стоит задача максимально использовать летние месяцы и подготовиться более основательно, потому что мы очень неожиданно и в очень сжатые сроки перешли на дистанционное обучение. Это, конечно, хорошо, что мы могли это сделать, но тем не менее полноценное дистанционное обучение, которое должно быть, которое является очень эффективным, на самом деле несколько другое. Речь идет о более широких компетенциях, и наша задача –решить инфраструктурные, компетентностные, методологические и нормативные аспекты.
В любом случае нужно, чтобы дети учились. Особенно это касается малокомплектных школ. Да, у нас есть очень много населенных пунктов, к которым зимой заметает дороги. У нас климат достаточно непростой, и часто бывают такие ситуации, когда дети больше недели не могут доехать до школы, и в таких случаях нам будет помогать дистанционное обучение.
Как я уже говорил, у нас есть дети, которые обучаются на дому, есть дети, у которых имеются проблемы с иммунной системой, и домой к ребенку нельзя приходить даже учителю. Поэтому очень много таких моментов, когда дистанционное обучение будет только в помощь.
По СОРам и СОЧам
Мы специально регламентировали детям начальных классов ограниченное количество заданий. Уровень сложности и время для выполнения заданий для начальных классов не регламентируются. Эти методические рекомендации многократно доводились министерством и мною лично до наших коллег. Но 500 тыс. человек – это достаточно большое количество педагогов, и, наверное, есть какие-то факты, когда эти инструкции по времени и сложности задания не выполняются, когда четко указывается, что надо выходить в Интернет только в 9 вечера или в 9 утра.
В целом, СОРы у нас были запланированы на 4-5 мая, с 18 по 22 мая идут СОЧи. Большая часть детей уже сдали СОЧи, и поэтому больших проблем по этому вопросу на сегодняшний день мы не видим.
По оценкам
Что говорят учителя? Я каждую субботу в онлайн-формате встречаюсь с учителями, мы обсуждаем эти вопросы. Учителя говорят, что те школьники, которые учились хорошо, хуже учиться не стали. По качеству они нисколько не потеряли. Но есть дети, которые более замкнуты и которые и в традиционном формате особо себя не проявляли. Сейчас многие наши коллеги замечают, что дети больше раскрылись, т.е. ребенок стал больше раскрываться, высказывать свои мысли.
Конечно, нельзя однозначно утверждать, что при дистанционном обучении можно сохранить такое же качество обучения и передать ученикам все то, что мы должны были передать. Именно поэтому мы говорим, что более предпочтительным для нас форматом является традиционное очное обучение.
Айзат Жолдасова, «Айқын» газеті:
– Жиынтық бағалауға талдау жасап, есеп беру қаншалықты маңызды? Ұстаздар онсызда ТЖБ мен БЖБ кезінде қағаздың астында қаламыз дейді. Талдау жасаудың механизмін түсіндіріп берсеңіз. Бұл қашан іске асады? Мұғалімдер осы жылы талдау жасау керек пе, әлде келесі жылдан бастай ма?
– Жалпы критериалды бағалау 2016 жылдан бастап іске асып жатыр. Бұл талдау тек мұғалім үшін керек. Талдау нені көрсетеді? Сабақ беріп жатқан баланың қай тақырып бойынша үлгермей жатқанын, қай бағытта проблема бар екенін көрсетеді. Талдау басқа ешкім үшін қажет емес, сондықтан дәстүрлі технологиямен оқығанның өзінде, әр мұғалім талдау жасап отырады. Бірақ, талдау қазіргі уақытта әр мұғалім тапсыратын құжаттың ішінде болмайды. Оны мұғалім өзі үшін толтыратын болады. Жалпы талдау жасау механизмін біз kundelik.kz арқылы электронды журналдар арқылы жасайтындай қылып дайындап жатырмыз. Сондықтан талдаудың бәрі автоматты түрде көрінетін жағдайға жақында жетеміз. Сонда біз қай баланың үлгерімі қандай екенін көріп отыратын боламыз.
– Сіздің ашықтық саясатын қолдайтыныңызды білеміз. Ал облыс пен аудан білім басқармалары ашықтыққа қаншалықты жақын? Мұғалімдер сауалымызға нақты жауап ала алмаймыз дейді.
– Біріншіден, министрлік өте ашық. Екіншіден, барлық орынбасарларыма тапсырма бердім, олар әлеуметтік желіде өздерінің аккаунттарын ашты. Білім басқармаларының басшыларына тапсырма берілді, басқарма басшыларының да жеке аккаунттары бар. Министрлікке қарасты жергілікті департтаменттердің басшыларына да сондай тапсырма берілді. Қазір біз осы бойынша жұмыс жүргізіп жатырмыз. Мысалы, әр тоқсан сайын департаменттердің басшылары міндетті түрде журналистермен брифинг өткізуі керек. Сондықтан ашықтық саясатын біз әрі қарай жүргізетін боламыз. Қазіргі уақытта тіпті университет ректорлары студенттерімен онлайн кездесулер өткізіп жатыр. Бір жыл бұрын мұндай механизм болмайтын. Жалпы жұма сайын өтетін аппаратық кеңестерде білім басқармалары мен университет, департаменттердің халықпен жұмысы туралы бөлек қарастырамыз. Министрлікке сұрақ аз келетін болса, өңірлерде жұмыс жақсы жүріп жатыр дегенді білдіреді. Мен бұл мәселеге ерекше назар аударамын, департамент басшыларына да дәл осылай айтамын. «Егер ашық хаттар тек министрге ғана жолданса, бұл – сіздердің дұрыс жұмыс істемейтіндеріңіздің көрінісі» деймін. Өйткені, жергілікті департаменттерде құзіреттілік бар. Сол құзіреттілікті пайдаланып, шағымдар бойынша тиісті шешімдер қабылданса, онда проблемалар өңір деңгейінде шешілетін еді. Халық Департаменттерге сенім артушы еді. Егер сенім болмаса, әрине, министрге жазады. Сондықтан мәселелерді жергілікті қызметкер өз деңгейінде шешіп отыру керек.
Маған әлеуметтік желіде күніне 100 шақты сұрақ келеді. Мен ол сұрақтарға жеке жауап бере алмаймын және жеке жауап беруге мүмкіндігім жоқ. Министрдің жұмысы – нақты жүйе қалыптастыру, білім саласындағы институттардың жұмыс істеуін ұйымдастыру сол үшін тиісті нормативті-құқықтық құжаттарды қабылдау.
То есть такие выводы автоматически делать нельзя. А то это было бы очень просто. Открываешь Кунделик, там есть специальный конструктор отчетов, нажимаешь на кнопку и видишь в разрезе каждой школы или каждого региона качество знаний. Но это слишком упрощенное и необъективное понимание процесса, мы так не делаем. Есть специальные методики для проведения анализов, определенные закономерности. И поэтому после завершения СОЧ мы в первую очередь будем проводить анализ и только потом делать уже соответствующие выводы.
Алина Паранджан:
– Но тем не менее какая- то работа с учителями проводится? Открыты какие-то онлайн-уроки, это все проводится?
Безусловно.
Алина Паранджан:
– Можно ли утверждать, что только время покажет, какое качество нашего образования в настоящее время обеспечивается, и мы сейчас переживаем не очень понятные времена?
– Вы знаете, в мире было проведено несколько макроисследований относительно того, насколько эффективно дистанционное обучение. И эти исследования в принципе показывают, что дистанционное обучение именно в части передачи знаний не уступает значительно традиционному обучению. Другое дело – как организовано это дистанционное обучение, насколько оно подготовлено. Поэтому опять же автоматически экстраполировать и говорить о том, что у нас такое же дистанционное обучение, как было в исследованиях ОЭСР, у нас ничего не изменилось, и мы ничего не потеряли, нельзя. Это тоже является несколько упрощенным пониманием; к этому вопросу нужно критически подходить и видеть проблемные вопросы. Я просто не хочу забегать вперед. По итогам года мы по этому вопросу проведем детальный анализ и доведем его выводы до всех СМИ. Этот анализ уже проводится, как и многочисленные опросы. Мы работаем с родителями и учителями, выясняем, где им сложно, почему, какие проблемы имеются с детьми и т.д. В целом, такое большое научное исследование у нас уже ведется.
Алина Паранджан:
– Спасибо за ответ. И еще один вопрос. По поводу сессии в вузах и вступительных экзаменов. Изменится ли что-нибудь? Например, на журфаках творческие экзамены проводятся очень рано, возможно ли, что их отменят?
– Творческие экзамены у нас проводятся в июле, ближе к середине. До проведения творческих экзаменов наши дети участвуют в ЕНТ. На сегодняшний день очень сложно говорить о том, какая эпидемситуация будет в июле. Но мы уже подготовили несколько вариантов рекомендаций для вузов, и по физкультуре, и по вокально-эстрадному искусству, и по журналистике и по другим направлениям подготовки. Есть возможность сдавать экзамен онлайн. Во многих экономически развитых странах многие вузы принимают даже творческие экзамены онлайн. Есть специальные методики даже по игре на пианино или рисованию, пению и т.д. В принципе, все это уже давно делается и применяется, т.е. одним из вариантов является дистанционная форма сдачи экзамена.
Конечно, мы понимаем, что есть определенные нюансы, которые определяются только при непосредственном контакте, это касается инструментальных вещей и в целом творческих экзаменов. Поэтому есть и второй вариант. В настоящее время мы работаем с профильными министерствами, несколько вариантов уже подготовлены, и они проговаривались на встречах с ППС вузов. Будем надеяться, что ситуация будет гораздо лучше, и нам все-таки удастся по большинству творческих направлений провести экзамены в традиционном формате, конечно же, с определенными санитарными ограничениями.
Относительно проведения сессий мы говорим давно. Еще месяц назад мы поставили точку в методологии, методике проведения итоговой и промежуточной аттестации. Есть две категории сдающих сессию. Первые сдают промежуточную аттестацию, они переходят с курса на курс. Для них это обычная летняя сессия. Они сдают экзамены или получают зачеты и переходят на следующий учебный курс. Есть вторая категория – они завершают обучение, и для них это итоговая аттестация. Мы считаем, что и в первом и во втором случаях можно сдавать экзамены через дистанционный формат. Есть также вузы, которые приняли самостоятельное решение выставить баллы на основе суммативного оценивания, на основе текущих оценок. В целом, мы говорим о том, что это политика по управленческой и академической свободе, которая относится конкретно к компетенции каждого вуза. МОН, в свою очередь, предоставило возможность выбора нескольких вариантов. Большое количество студентов уже сдали промежуточную аттестацию. Уже сейчас идут итоговые экзамены, защита дипломных работ в онлайн-режиме. Поэтому сейчас мы в ходе самого процесса видим, что работа идет. Конечно, есть такие студенты, которые уехали в села и испытывают проблемы с коммуникациями, с доступом к Интернету. В их отношении принимаются индивидуальные решения.
Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:
1) Жоғары оқу орындарында бакалавр, магистрлар мемлекеттік емтихандарды тапсырып жатыр, диссертациясын қорғайын деп жатыр. Ал дипломды алу процесі қалай жүзеге асады?
2) Болашақ бағдарламасына құжат қабылдау биыл қай уақыт аралығында жоспарланып отыр? Қазіргі жағдайға байланысты қандай да бір өзгерістер енгізілді ме? Ақпарат шыққан еді, биылдан бастап Болашақ бағдарламасына мемлекеттік тілді жетік білмейтіндер қабылданбайды. Бұл қаншалықты рас, рас болса осы туралы ақпарат беріп кетсеңіз.
– «Болашақ» бағдарламасы бойынша жуырда 1 жұмада ақпаратты беретін боламыз. Қазір мемлекеттік комиссияның отырысын күтіп отырмыз. Мемлекеттік комиссияның шешімі болғаннан кейін бұл ақпаратты ресми түрде жариялауға мүмкіндік болады. Жалпы, «Болашақ» бағдарламасы бойынша қазір нормативті-құқықтық құжаттарда біраз өзгерістер болды. Олардың ең бастысы, «Болашақ» бағдарламасының үміткерлеріне қойылатын талаптар өзгеріп жатыр. Екіншіден, өтетін механизмдерде кішкене жеңілдетіліп жатыр деп айтуға болады. Объективтілік ұлғайып, бұл мәселелер шешімін табуда. Қазақ тіліне қатысты айтатын болсақ, ол бұрыннан келе жатқан тәжірибе. «Болашақ» бағдарламасының стипендианттары алдын-ала КАЗТЕСТ жүйесінде емтихан тапсырады. Сондықтан бұл мәселе бойынша емтихан өзгерді не балдары жоғарылады деп айта алмаймыз. ЖОО-да диплом беру маусым айында басталады. Өздеріңіз көріп жатқандай, шетел мемлекеттерінде диплом алу рәсімдері, көбінесе, онлайн режимінде өтіп жатыр. Сондықтан бізде де университеттердің басым бөлігі осы рәсімді онлайн режимінде өткізу мүмкіндіктері бар.
Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:
– Яғни құжаттарды кейін алып кетеді?
– Құжат ешқайда кетпейді, ол құжатты керек болатын болса, поштамен жіберуге немесе кейін алып кетуге болады. Сондықтан ешқандай проблема жоқ. Жалпы, дипломдар бойынша қазір біз барлық дипломдар туралы ақпаратты электронды жүйеге жинап жатырмыз. Мысалы, қазір беріліп жатқан дипломдардың барлығы электронды жүйеде бар. Ал біздің алдымызда тұрған мақсат – 1970 жылға дейін тарихи ақпараттарды электронды жүйеге енгізу. Басқа жұмысқа барғанда ешкім диплом сұрамайтын болады. Осы жылы оқуға құжат тапсырғанда тіптен аттестаттарды сұрамайтын болады, барлық қажетті ақпарат жүйеде болады. Осы жылы колледждер мен жоо-ларға құжаттар тапсыру рәсімін біз биылғы жылдан бастап толығымен Электронды үкімет порталымен eGov сайты арқылы жүзеге асыруға болады. Сондықтан осындай жұмыс жасалып отыр. Ары қарай электронды форматқа көшіру бойынша жұмысты жүргіземіз.
Армангүл Тоқтамұрат, «Қазақстан» ұлттық телеарнасы:
– Болашаққа қатысты, талаптар өзгереді дедіңіз. Бір-екеуін атап кетсеңіз.
– Талаптар өзгереді. Мысалы, ағылшын тілі бойынша. Елімізде ағылшын тілін оқуға, жетік меңгеруге барлық мүмкіндік қалыптасқан. Ол үшін Ұлыбританияға немесе басқа мемлекетке барып оқу қажет дегенді өз басым түсінбеймін. Осы жақта ағылшын тілін оқитын тиісті орталықтар бар. Керек болса, ағылшын тілін өз ана тілі ретінде білетін азаматтар да жеткілікті. Сондықтан оған мемлекеттің бюджетінен ақша беріп, оны 1 жылға жіберіп, сол жақта оқыту қажет деген талап жоқ. ЖОО-ға олар өздері түседі. Бұның алдында қалай болды? Бірінші, құжатын орталыққа тапсырады, грантты жеңіп алады. Одан кейін біздің «Болашақ» орталығы оларды университеттерге орналастырады. Қазір концепция өзгерді. Ең алдымен олар өздерінің proposаl беріп, университтерге түседі. Түскен соң, менде сол универстеттің offer – шақыру қағазы бар деп бізге құжатын тапсырады. Шетелдік мемлекет үміткерге тиісті offer беретін болса, онда GPA, ағылшын тілінің сертификаты бойынша талап өздігінен жойылады. Екіншіден, бұрын түрлі квоталар болатын. Қазір олар алынып тасталды, барлығы бірдей жағдайда құжаттарын тапсыратын болды. Қажет болса, осы кездесуден кейін бұл мәселе бойынша толық ақпарат беріледі.
Нұржан Кошкенов, inbusiness.kz:
– Бюджетке дейінгі мекеме педагогтері квалификациялық тест тапсырады екен. Олар мектеп педагогтері мұғалімдер үш айдан астам уақыт курс өтеді, ал балабақшадағы педагогтер бес жылда бір рет және 72 сағаттық курстардан өтеді екен. Содан кейін қазір мектепке дейінгі мекемедегі педагогтер тест сатып алып, өздері дайындалады екен. Сол сатып алған тесттердегі сұрақтар өмірде қолданылмайды дейді. Жұмыстарында қолданылмайды дейді. Осы жерде қойғым келіп отырған сұрақ, мектепке дейінгі мекемедегі педагогтерге арналған арнайы классификациялық тест құрастырыла ма?
– Біріншіден, биылғы жылы жаңашылдық енгізілді. Бұл жаңашылдық біз үшін емес, біздің педагог-әріптестеріміз үшін керек. Неге? Өйткені, біріншіден, тест өз еркімен тапсырылады. Ол тестті қалай болса да тапсыр, тапсырмасаң, жұмыс істемейсің деген талап жоқ. Тек қана бұл тестті тапсырып, егер мұғалім өзінің жалақысына үстемеақы алғысы келсе, онда осы тестті тапсырады да сол тесттің нәтижесіне сәйкес сұрақ қарастырылады. Одан кейін екінші кезеңі болады, соның нәтижесіне сәйкес аттестатттаудан өтіп, тиісті категория берілсе, сол категориясына сәйкес өзі үстемеақы алатын болады. Сондықтан өтпеймін десе, өтпеуге құқылы. Бірақ тест тапсырамын, жалақыма 30-дан – 50 %-ға теңестірілген үстемеақы алам десе, ондай құқығы бар. Екіншіден, бұл тесттер балабақша бойынша бөлек болады. Ол тесттерді біз дайындадық. Балабақшада жұмыс істегеннен кейін бұл тесттер тек балабақшадағы жұмысқа қажетті тақырыптарды қамтиды. Мысалы, мектеп бағдарламасына әлде колледжге немесе басқа пәндерден болмайды. Тесттер нақты осы балабақша деңгейіне, олардың құзыреттілігін анықтауға арналған.