ФО Биология 7 класс Сборник заданий формативного оценивания
Сборник заданий формативного оценивания
Биология
7 класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве
обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения,
подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное
оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы
и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан не в
коммерческих целях.
2
Содержание
1 четверть……………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел: 7.1А. Биосфера и экосистема…………………………………………………………………………. 4
Раздел:7.1B Влияние человеческой деятельности на окружающую среду ………………….. 10
Раздел 7.1C Классификация живых организмов ………………………………………………………… 14
Раздел 7.1D Клеточная биология………………………………………………………………………………. 20
Раздел: 7.1Е Вода и органические вещества………………………………………………………………. 23
2 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 28
Раздел 7.2A Питание живых организмов………………………………………………………………….. 28
Раздел 7.2B Транспорт веществ ………………………………………………………………………………… 32
Раздел 7.2C Дыхание………………………………………………………………………………………………… 43
3 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 52
Раздел: 7.3A Выделение……………………………………………………………………………………………. 52
Раздел: 7.3B Движение …………………………………………………………………………………………….. 59
Раздел:7.3 C Координация и регуляция …………………………………………………………………….. 70
4 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 87
Раздел: 7.4A Закономерности наследственности и изменчивости………………………………. 87
Раздел:7.4B Клеточный цикл ……………………………………………………………………………………. 90
Раздел:7.4С Размножение…………………………………………………………………………………………. 92
Раздел: 7.4D Рост и развитие…………………………………………………………………………………… 100
Раздел: 7.4D Микробиология и биотехнология………………………………………………………… 108
3
1 четверть
Раздел: 7.1А. Биосфера и экосистема
Тема: Экологические факторы среды: абиотические (температура, свет, рН,
влажность), биотические (микроорганизмы, животные, растения)
Цель обучения 7.3.1.1 Исследовать влияние факторов окружающей среды
местной экосистемы на жизнедеятельность и
распространение живых организмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет экологические факторы среды.
• Описывает и анализирует влияние факторов
окружающей среды местной экосистемы на
жизнедеятельность и распространение живых
организмов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1.
Предскажите, как перечисленные в таблице экологические факторы влияют на
жизнедеятельность и распространение живых организмов на примере одного растения
или животного вашей местности.
Организм___________________________________________________________
№ Экологические
факторы Влияние на
жизнедеятельность
живых организмов
Распространение
живых организмов
1 Температура
2 Освещение
3 Влажность
Дескриптор Обучающийся
— определяет влияние экологических факторов на жизнедеятельность
живых организмов;
— определяет влияние экологических факторов на распространение
живых организмов.
4
Задание 2
Используя предложенные рисунки, опишите пользу или вред биотических отношений.
Биотические факторы среды Польза / вред биотических
взаимоотношений
Хищник-жертва
Дерево и белый гриб
Дерево и трутовик
Паразит-хозяин
Дескриптор Обучающийся
— определяет пользу / вред влияния пары «Хищник-жертва» друг на
друга;
— определяет пользу / вред сожительства гриба и дерева в примерах
(а) и (b);
— определяет влияние паразита на организм хозяина.
5
Задание 3
Вам даны рисунки наземных экосистем Казахстана (лес, степь и пустыня), обозначенные
цифрами 1, 2, 3.
1 2 3
(а) Заполните таблицу, указывая для каждой экосистемы значение экологических
факторов.
Абиотические факторы 1 2 3
Температура
Освещенность
Влажность
pH почвы
Вспомогательные слова: низкая, высокая, средняя
(b) Опишите влияние абиотические факторов на жизнедеятельность живых организмов
данных экосистем
Лес _________________________________________________________________________
Степь________________________________________________________________________
Пустыня______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— определяет значение абиотических факторов для трёх экосистем;
— описывает, как абиотические факторы влияют на
жизнедеятельность живых организмов исследуемых экосистем;
— доказывает, что каждая экосистема отличается значениями
абиотических факторов.
6
Тема: Пищевые цепи и пищевые сети.
Цель обучения 7.3.1.2 Сравнивать природные пищевые цепи
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет компоненты пищевой цепи
• Определяет черты сходства и отличия
природных пищевых цепей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Ниже даны пищевые цепи природных экосистем.
(а) Определите три сходных признака между предложенными пищевыми цепями.
1_____________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________
3____________________________________________________________________
(b) Назовите одно отличие между этими пищевыми цепями.
Дескриптор Обучающийся
— выявляет сходные признаки между пищевыми цепями;
— указывает отличие предложенных пищевых цепей.
Личинки комара
7
Тема: Пищевые цепи и пищевые сети.
Цель обучения 7.3.1.3 Составлять пищевые цепи и пищевые сети
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет отличие пищевой цепи от пищевой сети
• Показывает схематично передачу веществ и энергии
• Использует примеры растений и животных для
составления пищевых цепей и пищевых сетей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
(а) Из предложенных пищевых сетей 1 и 2 составьте схемы двух пищевых цепей.
Подпишите компоненты.
Пищевые цепи:
12
(b) Назовите из данных пищевых сетей консументы 3 порядка.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(c) Объясните, почему продуценты являются основой любой пищевой цепи.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— составляет пищевые цепи, используя рисунок пищевых сетей;
— указывает компоненты пищевой цепи, делая подписи внизу
каждого компонента;
— расставляет стрелки, показывая переход энергии;
— объясняет значение продуцентов в пищевой цепи.
8
Тема: Экологические сукцессии: первичная и вторичная сукцессия.
Смена экосистем.
Цель обучения 7.3.1.4 Описывать процесс экологических сукцессий
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает этапы экологической сукцессии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Схема демонстрирует первичную сукцессию. Допишите три недостающих звена.
Дескриптор Обучающийся
— определяет последовательность процесса экологической
сукцессии;
— дополняет недостающие звенья сообщества сукцессионной серии.
9
Раздел: 7.1B Влияние человеческой деятельности на окружающую среду
Тема: Человек как часть экосистемы. Антропогенный фактор.
Цель обучения 7.3.2.1 Описывать взаимодействие человека и экосистемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает влияние человека на различные
компоненты экосистемы
• Описывает влияние экосистемы на человека
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите изображение.
.
Опишите влияние человека на экосистему луга и что даёт данная экосистема человеку.
Влияние Описание
Человека на экосистему
Экосистемы на человека
Дескриптор Обучающийся
— описывает, как человек влияет на экосистему;
— приводит примеры влияния человека на экосистему при
выпасе скота;
— приводит примеры влияния экосистемы на самого человека
при данном виде деятельности.
10
Тема: Негативное влияние деятельности человека на экосистему
Цель обучения 7.3.2.2 Приводить примеры отраслей человеческой
деятельности, негативно влияющих на экосистемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает влияние различных отраслей человеческой
деятельности на компоненты экосистемы на примерах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу «Влияние деятельности человека на экосистему».
Компоненты
окружающей среды
Отрасли деятельности
человека
Последствия деятельности
человека
Почва
Вода
Воздух
Живые организмы
Дескриптор Обучающийся
— приводит примеры отраслей деятельности человека, влияющих на
экосистему для каждого компонента окружающей среды;
— называет последствия влияния приведенных примеров отраслей
деятельности человека на экосистему.
11
Тема: Особо охраняемые территории Казахстана.
Особо охраняемые территории региона.
Цель обучения 7.3.2.3 Описывать животный и растительный мир особо
охраняемых природных территорий Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет виды особо охраняемых природных
территорий Казахстана
• Описывает животный и растительный мир особо
охраняемых природных территорий Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На территории Казахстана существует 10 государственных заповедников, 12
национальных парков и около 50 заказников.
Напиши название особо охраняемой территории вашего региона:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Опишите флору и фауну особо охраняемой территории вашего региона.
______________________________________________________________________
Примеры охраняемых растений:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Примеры охраняемых животных:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— указывает название особо охраняемой территории местного
региона;
— описывает виды растений особо охраняемых природных
территорий Казахстана;
— описывает виды особо охраняемых животных Казахстана.
12
Биология
7 класс
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в качестве
обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного содержания образования.
Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются образцами, которые помогут
предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь по достижению целей обучения,
подбирать и разрабатывать аналогичные задания, планировать уроки и проводить формативное
оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и школьных
координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы
и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах. Сборник разработан не в
коммерческих целях.
2
Содержание
1 четверть……………………………………………………………………………………………………………………… 4
Раздел: 7.1А. Биосфера и экосистема…………………………………………………………………………. 4
Раздел:7.1B Влияние человеческой деятельности на окружающую среду ………………….. 10
Раздел 7.1C Классификация живых организмов ………………………………………………………… 14
Раздел 7.1D Клеточная биология………………………………………………………………………………. 20
Раздел: 7.1Е Вода и органические вещества………………………………………………………………. 23
2 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 28
Раздел 7.2A Питание живых организмов………………………………………………………………….. 28
Раздел 7.2B Транспорт веществ ………………………………………………………………………………… 32
Раздел 7.2C Дыхание………………………………………………………………………………………………… 43
3 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 52
Раздел: 7.3A Выделение……………………………………………………………………………………………. 52
Раздел: 7.3B Движение …………………………………………………………………………………………….. 59
Раздел:7.3 C Координация и регуляция …………………………………………………………………….. 70
4 четверть……………………………………………………………………………………………………………………. 87
Раздел: 7.4A Закономерности наследственности и изменчивости………………………………. 87
Раздел:7.4B Клеточный цикл ……………………………………………………………………………………. 90
Раздел:7.4С Размножение…………………………………………………………………………………………. 92
Раздел: 7.4D Рост и развитие…………………………………………………………………………………… 100
Раздел: 7.4D Микробиология и биотехнология………………………………………………………… 108
3
1 четверть
Раздел: 7.1А. Биосфера и экосистема
Тема: Экологические факторы среды: абиотические (температура, свет, рН,
влажность), биотические (микроорганизмы, животные, растения)
Цель обучения 7.3.1.1 Исследовать влияние факторов окружающей среды
местной экосистемы на жизнедеятельность и
распространение живых организмов
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет экологические факторы среды.
• Описывает и анализирует влияние факторов
окружающей среды местной экосистемы на
жизнедеятельность и распространение живых
организмов
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание 1.
Предскажите, как перечисленные в таблице экологические факторы влияют на
жизнедеятельность и распространение живых организмов на примере одного растения
или животного вашей местности.
Организм___________________________________________________________
№ Экологические
факторы Влияние на
жизнедеятельность
живых организмов
Распространение
живых организмов
1 Температура
2 Освещение
3 Влажность
Дескриптор Обучающийся
— определяет влияние экологических факторов на жизнедеятельность
живых организмов;
— определяет влияние экологических факторов на распространение
живых организмов.
4
Задание 2
Используя предложенные рисунки, опишите пользу или вред биотических отношений.
Биотические факторы среды Польза / вред биотических
взаимоотношений
Хищник-жертва
Дерево и белый гриб
Дерево и трутовик
Паразит-хозяин
Дескриптор Обучающийся
— определяет пользу / вред влияния пары «Хищник-жертва» друг на
друга;
— определяет пользу / вред сожительства гриба и дерева в примерах
(а) и (b);
— определяет влияние паразита на организм хозяина.
5
Задание 3
Вам даны рисунки наземных экосистем Казахстана (лес, степь и пустыня), обозначенные
цифрами 1, 2, 3.
1 2 3
(а) Заполните таблицу, указывая для каждой экосистемы значение экологических
факторов.
Абиотические факторы 1 2 3
Температура
Освещенность
Влажность
pH почвы
Вспомогательные слова: низкая, высокая, средняя
(b) Опишите влияние абиотические факторов на жизнедеятельность живых организмов
данных экосистем
Лес _________________________________________________________________________
Степь________________________________________________________________________
Пустыня______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— определяет значение абиотических факторов для трёх экосистем;
— описывает, как абиотические факторы влияют на
жизнедеятельность живых организмов исследуемых экосистем;
— доказывает, что каждая экосистема отличается значениями
абиотических факторов.
6
Тема: Пищевые цепи и пищевые сети.
Цель обучения 7.3.1.2 Сравнивать природные пищевые цепи
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет компоненты пищевой цепи
• Определяет черты сходства и отличия
природных пищевых цепей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Ниже даны пищевые цепи природных экосистем.
(а) Определите три сходных признака между предложенными пищевыми цепями.
1_____________________________________________________________________
2_____________________________________________________________________
3____________________________________________________________________
(b) Назовите одно отличие между этими пищевыми цепями.
Дескриптор Обучающийся
— выявляет сходные признаки между пищевыми цепями;
— указывает отличие предложенных пищевых цепей.
Личинки комара
7
Тема: Пищевые цепи и пищевые сети.
Цель обучения 7.3.1.3 Составлять пищевые цепи и пищевые сети
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет отличие пищевой цепи от пищевой сети
• Показывает схематично передачу веществ и энергии
• Использует примеры растений и животных для
составления пищевых цепей и пищевых сетей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
(а) Из предложенных пищевых сетей 1 и 2 составьте схемы двух пищевых цепей.
Подпишите компоненты.
Пищевые цепи:
12
(b) Назовите из данных пищевых сетей консументы 3 порядка.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
(c) Объясните, почему продуценты являются основой любой пищевой цепи.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— составляет пищевые цепи, используя рисунок пищевых сетей;
— указывает компоненты пищевой цепи, делая подписи внизу
каждого компонента;
— расставляет стрелки, показывая переход энергии;
— объясняет значение продуцентов в пищевой цепи.
8
Тема: Экологические сукцессии: первичная и вторичная сукцессия.
Смена экосистем.
Цель обучения 7.3.1.4 Описывать процесс экологических сукцессий
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает этапы экологической сукцессии
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Схема демонстрирует первичную сукцессию. Допишите три недостающих звена.
Дескриптор Обучающийся
— определяет последовательность процесса экологической
сукцессии;
— дополняет недостающие звенья сообщества сукцессионной серии.
9
Раздел: 7.1B Влияние человеческой деятельности на окружающую среду
Тема: Человек как часть экосистемы. Антропогенный фактор.
Цель обучения 7.3.2.1 Описывать взаимодействие человека и экосистемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает влияние человека на различные
компоненты экосистемы
• Описывает влияние экосистемы на человека
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите изображение.
.
Опишите влияние человека на экосистему луга и что даёт данная экосистема человеку.
Влияние Описание
Человека на экосистему
Экосистемы на человека
Дескриптор Обучающийся
— описывает, как человек влияет на экосистему;
— приводит примеры влияния человека на экосистему при
выпасе скота;
— приводит примеры влияния экосистемы на самого человека
при данном виде деятельности.
10
Тема: Негативное влияние деятельности человека на экосистему
Цель обучения 7.3.2.2 Приводить примеры отраслей человеческой
деятельности, негативно влияющих на экосистемы
Критерий оценивания Обучающийся
• Описывает влияние различных отраслей человеческой
деятельности на компоненты экосистемы на примерах
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу «Влияние деятельности человека на экосистему».
Компоненты
окружающей среды
Отрасли деятельности
человека
Последствия деятельности
человека
Почва
Вода
Воздух
Живые организмы
Дескриптор Обучающийся
— приводит примеры отраслей деятельности человека, влияющих на
экосистему для каждого компонента окружающей среды;
— называет последствия влияния приведенных примеров отраслей
деятельности человека на экосистему.
11
Тема: Особо охраняемые территории Казахстана.
Особо охраняемые территории региона.
Цель обучения 7.3.2.3 Описывать животный и растительный мир особо
охраняемых природных территорий Казахстана
Критерий оценивания Обучающийся
• Перечисляет виды особо охраняемых природных
территорий Казахстана
• Описывает животный и растительный мир особо
охраняемых природных территорий Казахстана
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
На территории Казахстана существует 10 государственных заповедников, 12
национальных парков и около 50 заказников.
Напиши название особо охраняемой территории вашего региона:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Опишите флору и фауну особо охраняемой территории вашего региона.
______________________________________________________________________
Примеры охраняемых растений:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Примеры охраняемых животных:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дескриптор Обучающийся
— указывает название особо охраняемой территории местного
региона;
— описывает виды растений особо охраняемых природных
территорий Казахстана;
— описывает виды особо охраняемых животных Казахстана.
12
Поделись со своим друзьями:
СОР и СОЧ по Естествознанию 5 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Естествознание» для обучающихся в 5 классах. Методические
Тетради СОР и СОЧ для 6 классов по Русскому языку
Тетради СОР и СОЧ. Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Русский язык и литература» для обучающихся в 6
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются