Какие изменения будут внесены в аттестацию школьных учителей – пояснил Аймагабетов
Министр просвещения РК Асхат Аймагамбетов сообщил, что будут внесены изменения в аттестацию школьных учителей. По словам министра, новшества внедрены на обоих этапах сертификации, передает Pedforum.kz . Об этом министр написал на своей странице в Facebook.
По словам Аймагамбетова, в начале года была сформирована рабочая группа по совершенствованию системы аттестации учителей с участием учителей, сельских директоров и заместителей директоров, представителей городских школ, отделов образования и управлений образования.
Рабочая группа сосредоточится на методологии, требованиях к каждой квалификационной категории, ожидаемых результатах, взаимосвязи профессионального стандарта и т. д. внес свои предложения.
В настоящее время все учителя проходят два этапа аттестации: первый этап – обязательное тестирование всех учителей на освоение предмета и методики преподавания, а второй этап – оценка портфолио и достижений учителя.
Предлагаются следующие изменения в сертификации. Участвовал в первом этапе, то есть (Национальный квалификационном тесте).
1. Полные темы и литература, включая тестовые вопросы по методологии, будут доступны всем.
2. Учителям, имеющим 30-летний педагогический стаж и категорию по новой системе аттестации, рекомендуется освобождать от квалификационного тестирования. Они проходят только второй этап аттестации, т.е. представляют портфолио. При этом, если хотят повысить квалификационную категорию, то аттестация будет проходить на общих основаниях. Например, если педагог-эксперт со стажем работы 30 лет подтвердит свою категорию, то он пройдет аттестацию только со второй ступени без НКТ, а если захочет ее повысить, то пройдет дополнительную НКТ.
3. Также, если педагоги-педагоги с 30-летним педагогическим стажем, но по старой системе аттестации, высшей, первой категории переводятся в категорию «педагог-модератор», то они освобождаются от прохождения квалификационного испытания. В этом случае они проходят второй этап аттестации, т.е. представляют портфолио. А если эти учителя захотят получить другие категории по новой системе аттестации, аттестация будет проходить на общих основаниях.
4. Учителей, которым до выхода на пенсию осталось 4 года, рекомендуется освобождать от аттестации, если они подтвердят имеющуюся категорию по новой системе. А если они захотят повысить существующую квалификационную категорию, и соответственно получаемое надбавку, то аттестация будет проходить на общих основаниях.
Изменения коснутся второго этапа сертификации.
1. Количество документов значительно сократится. Основные критерии оценки на втором этапе: участие в уроке и его анализе, прохождение курсов повышения квалификации учителя. На НБДЦ планируется создать электронное портфолио с важной информацией для каждого преподавателя, откуда педагоги смогут получать информацию при аттестации.
2. Информация о качестве обучения студентов автоматически поступает из информационных систем.
3. Что касается профессиональных достижений учителя и достижений учащихся (олимпиад и конкурсов), то перечень олимпиад и конкурсов будет значительно расширен.
4. Видеозапись уроков не будет обязательной, вместо этого будет сделан анализ пройденного урока и изучения урока.
5. Кроме того, предлагалось ввести правило, запрещающее лицам, нарушившим порядок прохождения теста и давшим ложные сведения о своих достижениях, проходить аттестацию в течение 5 лет.
6. Лица, поступающие на педагогическую профессию впервые, получают временную квалификацию «учитель-стажер» и принимаются на работу на один год, после чего начинается программа адаптации и введения в профессию. По данной программе за молодым специалистом закрепляется наставник, разрабатывается его программа повышения квалификации, он проходит курсы, проводит уроки, и по результатам программы Педагогический совет принимает соответствующее решение о присвоении категории « педагог» и продлить контракт.
7. Решено не сокращать срок аттестации до 3 лет, а раз в 5 лет, то есть оставить как есть.
Асхат Аймагамбетов выразил уверенность, что предпринимаемые меры позволят учителям более эффективно рассматривать проблемы повышения своего квалификационного уровня и решать главную задачу – повышение качества образования.