Выберите категорию
Тип файла
Тип файла
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Тип файла
ВЫБРАТЬ КЛАСС / СЫНЫП
Вид объекта
Сфера деятельности
Марка автомобиля
Сортировка по
Настройки поиска


ПЕДФОРУМ КАЗАХСТАНА / АДМИНСТРАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ / Педагогам / Как развивать речь и мышление учащихся?

Герт Алёна Тадеушевна
учитель русского языка и литературы КГУ «Зааятская основная средняя школа»

Использование текстов на уроках русского языка
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. В настоящее время система обучения русскому языку строится по обновленному содержанию учебного предмета «Русский язык». В частности, актуализируются вопросы развития всех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения, письма.
В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения. Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к культуре.

I. Постановка педагогической проблемы
Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделала.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста;
- синквейн;
- поэтическая разминка;
- прием «фишбоун».

Ожидаемые результаты работы с текстом: Обучающийся понимает и интерпретирует главную и детальную информацию текстов различных типов, жанров и стилей; распознает скрытый смысл текста; использует стратегии чтения, включая исследовательское, комментированное, выборочное чтение с пометками, чтение с целью извлечения специальной информации, аналитическое чтение, чтение с определенной целью; извлекает необходимую информацию из различных источников, анализируя и синтезируя ее; сравнивает структурные, лингвистические и стилистические особенности текстов социально-бытовой, социально-культурной и учебно-познавательной сфер общения; оценивает текст с точки зрения актуальности и ценности информации, различая факт и мнение.


II. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах.
1.Группы работают 7-10 минут.
2.Учитель оказывает помощь участникам групп.
3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.
4. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). Этот прием, позволяющий высказать свою точку зрения, эффективен при работе с текстами. Синквейн формирует способность резюмировать информацию, важное умение излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах .
5. Поэтическая разминка. Этот прием можно использовать на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.
6.Приём «фишбоун».
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость»
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом«фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.«Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

III. Подведение итогов.
- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:
● экономии времени;
● глубине погружения в учебный материал;
● повышению мотивации обучения;
● расширению возможностей урока;
● интегративному подходу в преподавании.
● возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Задание. «Прогнозирование» Все ученики закрывают текст плотным листом бумаги. Открывается название параграфа. Желающие высказывают свои предложения о содержаний текста. Учитель просит детей сдвинуть листки вниз на определенное количество строчек, соответствующих первому абзацу.
Задание. Комплексный анализ текста.
1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:
(1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2) Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3) Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4) Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся. В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.
7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.
8. Укажите вид односоставного предложения № 5.
9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

Задание. Реконструкция текста.
1. При знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний пергамент, в которой некоторая информация оказалась утраченной.
Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений..
а)Текст – это связанное … на определенную…
В большинстве случаев текст состоит из нескольких … , связанных между собой … и посвященных одной …
б)Основные признаки текста
1.Единство… текста
2.Наличие… мысли текста
3.Относительная…. текста
4.Определенный…предложений
5.…связь предложений в тексте.
2. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.
Задание: Составьте рассказ о существительном по опорным словам.
1. Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3. В предложении имя существительное может быть …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения , если… .

Задание . Сложение целого текста из частей
1) А. Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвес_но ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дож_дь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
В. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.
С. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.

2) А. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст?
А) Для молодого человека сказал он.
Б) Сереже понравилось что его так назвали но Вари опять не было целую вечность.
В) Варя пришла наконец и старичок велел ей принести из кладовой двухколесный велосипед.
Г) Очевидно, от Вари зависело – будет у Сережи велосипед или не будет.
В. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
С. Определите тему получившегося текста

Задания . Синквейн.
Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам).
1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным);
2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными);
3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами);
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы.
Задание: написать синквейн по теме данного урока.

Задание . Поэтическая разминка.
Есть в осени ,................................
Короткая, но …………... пора -
Весь день стоит как бы………..
И …………. ………….. вечера …

Где ……… серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины …………….. волос
Блести на ………………….. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых …….. бурь -
И льется …………. и ……….. лазурь
На …………………………….поле.
А. Вставьте пропущенные эпитеты.
Б. Назовите автора стихотворения.
В. Сверьте свой текст с оригиналом.
Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.

Задание. «Фишбоун»
Приём (стратегия) «фишбоун» в работе над рассказом А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
1.Какую проблему пришлось решать герою произведения? Зафиксируйте проблему в голове «рыбьего скелета».
2.Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?
3.Отразите «поиски» героя, используя диаграмму Ишикавы (приём «фишбоун»). На верхних «косточках» скелета расположите причины решаемой главным героем проблемы, на нижних – факты, аргументы. Записи (в данном случае цитаты из рассказа) должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
4.Запишите вывод в хвосте «фишбоуна».
Задание. При изучений раздела «Мир вокруг нас: транспорт и инфраструктура» учитель предлагает прослушать текст и ответить на вопросы: -Какой заголовок можно подобрать к данному тексту? -Укажите утверждение, соответствующее тексту. А) Самая большая ценность народа – его культура. В) Вернейший способ узнать человека – его одежда. С) Все наши мысли формулируются эмоциями. D) Язык человека – не совсем точный показатель его человеческих качеств. Е) Язык народа – показатель его культуры.
- Укажите утверждение, не соответствующее тексту. А) О моральном облике человека, его умственном развитии можно узнать по тому, как человек говорит. В) Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. С) Словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. D) Хочешь узнать человека – заговори с ним. Е) Эмоции помогают сформулировать мысли.
Скачать Как развивать речь и мышление учащихся?
Для того, что бы получить доступ к файлу, вам необходимо выполнить

Авторизация на портале с помощью социальных сетей

Вконтакте Google @ Mail.ru Яндекс


  • 106
  • 0
  • 1-06-2021
0
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
31 посетитель на сайте. Из них:
Гости21
Роботы10
Список пользователей
Gulnur20 Сейчас на сайте